Назад

Заикание: механизмы формирования и терапия

Содержание

Всемирная организация здравоохранения определяет заикание как нарушение ритма и беглости речи, которое вызывает неспособность артикулировать предполагаемое высказывание из-за непроизвольного, повторяющегося удлинения или прерывания звука произносимых звуков.

Многие логопеды рассматривают заикание как невроз или как один из его симптомов. Другие описывают это как расстройство вербального общения или даже приобретенного вербального поведения. Симптомы включают в себя повторение слогов, фраз или целых предложений, затяжные звуки, трудности при произнесении буквы или слова (блоков), разрыв слов, пение. Иногда это расстройство также сопровождается непроизвольными мышечными сокращениями (тиками) и дополнительными движениями конечностей или головы. Некоторые терапевты считают заикание расстройством, которое проявляется не только как нарушение речи, но и как психосоциальные отклонения.

Заикание считается инвалидностью. Это может быть препятствием для поиска удовлетворительной работы или даже препятствовать получению определенных профессий. Это также затрудняет установление социальных контактов, таким образом, снижает качество жизни. Родители заикающихся детей могут получать пособие по уходу, которое выдается на основании справки об инвалидности.

Заикание: механизмы формирования и терапия

Механизмы формирования и терапия

Существует множество теорий, объясняющих, как возникает заикание. Практически все они указывают на то, что не существует единой причины нарушения речи — она состоит из множества различных факторов. Ученые говорят о генетической предрасположенности, задержке речевого развития или неправильном строении артикуляционного аппарата, даже общей двигательной инвалидности. Некоторые люди в качестве причины указывают на чувствительную нервную систему, которая может быть подвержена неблагоприятным внешним факторам. Отдельную группу составляют эмоциональные факторы, такие как сильный страх, длительная тревога или изменение окружающей среды. Также существует связь между частотой заикания и левшами, особенно у детей, перешедших на правую руку. Лечить заикание сложно. Полученные результаты часто носят временный характер, и заикание может вернуться с еще большей интенсивностью. Причины этих колебаний установить сложно.

Похоже, что основной причиной такого положения вещей является как эффектный характер самого расстройства (заикание существенно нарушает общение между человеком и окружающей средой), слишком мало знаний о механизме этого типа нарушения речи.

Терапевтические методы

Разнообразие терапевтических методов позволяет оптимально подобрать метод в соответствии с индивидуальными потребностями заика. Ниже представлены некоторые из них:

  • Ритмический метод разговорной речи — это разговор с навязанным ритмом, который может быть задан хлопками или использованием метронома (устройства, используемого для определения точного темпа).
  • Метод замедления скорости речи — заключается в перетаскивании элементов речи, например гласных. Скорость медленнее, а речь более мелодичная. Эхокорректор также служит для замедления скорости — устройство, которое позволяет пациенту говорить с помощью собственного эха.
  • Метод поддержки жестов — заключается в использовании различных жестов во время речи, например, плавное движение руки или ноги, определение следующей фразы.
  • Метод Ван Райпера — его суть — сознательное заикание с пониженной подвижностью. Желательно, чтобы заикающиеся проанализировали все формы потери речи и попытались говорить по-другому. Создатель метода поощрял пациента говорить еще более затруднительно, чем раньше, по крайней мере, в начале терапии. По его мнению, для того, чтобы избавиться от заикания, нужно узнать о нем, выработать сопротивление, изменить свое поведение, закрепить его.

Люди, которые заикаются, чаще всего жалуются на:

  • боязнь говорить,
  • неуверенность в себе,
  • застенчивость,
  • беспокойство,
  • неверие в свои способности,
  • отсутствие напористости,
  • неспособность наладить контакты с другими.

Психотерапевт может помочь преодолеть эти проблемы.

Чем может помочь психотерапевт

Важны как индивидуальные терапевтические встречи, так и встречи групп самопомощи. Во время таких встреч заикающиеся делятся своим опытом, стратегиями выживания в конкретных ситуациях и вместе ищут решения возникающих проблем. Лечебные лагеря также являются прекрасным средством лечения.

Многие специалисты и люди, которые заикаются, сходятся во мнении, что наибольших результатов дает терапия, сочетающая элементы психотерапии и логопеда.

Другие статьи

Часто задаваемые вопросы
У вас остались вопросы? Получите консультацию специалиста
Зачем нужен нейропсихолог?
Зачем ребенку обследование у нейропсихолога?
Какие методы используют нейропсихологи в работе с детьми?
Если меня мучает мигрень, повышенная тревожность, периодические головокружения, боли в спине и в конечностях, к какому специалисту обратиться?
Зачем ребенку логопед?
Возможно ли пройти обследование сосудов?