Усталость, сонливость, вялость – норма или патология?

Усталость и вялость часто связывают с большой перегрузкой на работе, с нервным напряжением и стрессами. После хорошего полноценного отдыха эти симптомы должны пройти. Если этого не происходит и самочувствие только ухудшается, то значит, речь идет о каких-то серьезных сбоях в организме. Установив их причину, можно подобрать соответствующее лечение и избавиться от синдрома хронической усталости.

усталость и вялость

Основные причины вялости и патологической усталости

Апатия, утомляемость, повышенная раздражительность, сонливость в дневные часы не возникают на пустом месте. Подобные симптомы игнорировать нельзя, так как переход патологии в хроническую форму затрудняет выздоровление.

Причины вялости и сонливости чаще всего связаны с:

• Гормональным сбоем в организме. В свою очередь его может вызвать нехватка йода, хроническая бессонница, воспалительные процессы, длительный стресс. Нарушение выработки гормонов приводит к падению АД, сильной слабости. Иногда первым симптомом гормонального сбоя становится быстрый набор веса, нарушение половой функции, нервозность;
  • Анемией. При анемии уменьшается количество гемоглобина, отвечающего за перенос кислорода. В результате развивается гипоксия тканей и органов, что проявляется в том числе слабостью, разбитостью, упадком сил;
  • Болезнями внутренних органов. Вызвать синдром хронической усталости могут патологии почек, печени, сердечно-сосудистой системы, органов ЖКТ. Причем длительно беспокоящая слабость и усталость чаще появляются при хронических вялотекущих формах заболеваний;
  • Авитаминозом. Разбитость и снижение настроения в большинстве случаев начинают беспокоить в конце зимы. Если других причин патологии нет, то это явно указывает на нехватку микроэлементов и витаминов, пропив курс поливитаминов, можно вернуть себе нормальное самочувствие;
  • Онкопатологиями. Практически при всех злокачественных заболеваниях слабость, разбитость, вялость являются одними из основных симптомов на ранней стадии заболевания.

У женщин ухудшение самочувствия, снижение настроения, отсутствие сил на выполнение привычной работы часто отмечается в климактерический период. К причинам вялости и слабости также относят болезни нервной системы, аутоиммунные патологии, ВСД, психические расстройства. То есть причин того, что постоянно хочется спать, вялости и апатичного состояния, десятки и найти основную из них можно только после тщательного обследования.

Диагностические процедуры

Заметив ухудшение самочувствия, не связанные с другими болезнями или перегрузкой вялость и апатию, нужно вначале записаться на прием к терапевту. Врач подбирает диагностический план обследования, на основании которого сможет после получения результатов назначить лечение.

Больше всего информации при обследовании человека с хронической усталостью дают:

• Анализ крови. По общему можно установить воспаление, снижение гемоглобина, уменьшение числа эритроцитов и тромбоцитов. Биохимический показывает уровень белка в организме, позволяет исключить болезни печени и почек. Иммунограмма назначается с целью выявления аллергической реакции;
  • Кровь на гормоны. Необходима для исключения болезней щитовидной железы, нарушения работы репродуктивных органов;
  • Бакпасевы мазков и секретов с зева, уретры, носоглотки. Нередко слабость вызывают скрытые инфекции, бактериологические анализы помогают обнаружить бактерии;
  • Рентгенография. Применяется с целью оценки функций почек, легких;
  • КТ. Компьютерная томография показывает тело человека в трехмерном изображении, поэтому при этом обследовании часто удается найти самые малейшие патологические очаги и отклонения в работе органов.

По показаниям может быть назначена УЗИ-диагностика внутренних органов. Женщинам требуется полное гинекологическое обследование, а мужчинам консультация уролога.

Особенности лечения

До постановки диагноза лечение заключается в соблюдении общих рекомендаций. Если вялость, усталость, сонливость связаны с сильным переутомлением, то обязательно нужно постараться выделить время на полноценный отдых. Он заключается в своевременном отходе ко сну (не позднее 11 часов вечера), в глубоком сне на протяжении 7-8 часов. Этого добиться многим помогают длительные прогулки в скверах, парках, лесу, прием растительных успокаивающих средств, отказ от крепких напитков с кофеином по вечерам.

Консервативную терапию врач назначает после постановки диагноза. В зависимости от выявленной проблемы могут быть прописаны гормоны, противовоспалительные средства, ноотропы, комплексы витаминов. Иногда человеку становится легче после консультаций с психотерапевтом, который поможет выявить глубинные причины апатии и подберет методики, которые помогут с этим справиться.

В клинике «Нейропсихолог» лечением больных с синдромом хронической усталости занимаются опытные врачи. У нас есть собственный диагностический центр с инновационным оборудованием, поэтому диагноз выставляется быстро и точно. Записаться на консультацию к лор-врачу можно по телефону +7 (495) 751-31-10.