Причины сезонных обострений при хронических заболеваниях органов пищеварения

Что делать при сезонном обострении заболеваний желудка, должен объяснять лечащий врач. Предупредить очередной рецидив во многих случаях достаточно просто, нужно соблюдать несколько основных мер профилактики.

Причины обострения хронических болезней ЖКТ в межсезонье

К межсезонью относится два периода – осенние и весенние месяцы. Именно в это время повышается число обращений к гастроэнтерологам и терапевтам пациентов, в анамнезе которых есть хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.

Причины сезонных обострений при хронических заболеваниях органов пищеварения

Обострения язвенной болезни, гастрита, энтероколита объясняется несколькими факторами:

• Сменой биоритмов, что связано с изменением продолжительности светового дня. Осенью развивается подавленное состояние, как известно, стрессы также играют немаловажную роль в развитии и обострении язвенной болезни;
  • Особенностями питания. В конце лета и в первые недели осени люди достаточно много едят свежих овощей, ягод, фруктов. В большом количестве такие продукты могут спровоцировать раздражение слизистых оболочек кишечного тракта. Употребление плохо промытых плодов приводит к инфекционному заражению. Весной, наоборот, в рационе больше каш, гарниров, супов, то есть достаточно тяжелой пищи, которая увеличивает нагрузку на систему пищеварения;
  • Снижением защитных сил организма. Осенью с началом холодных дней организм не может сразу адаптироваться к изменившемуся климату, поэтому возникают простуды. Весной работа иммунной системы из-за авитаминоза ухудшается, что также способствует появлению вирусных респираторных инфекций. Снижение иммунной защиты повышает и вероятность рецидива болезней ЖКТ

Причины обострений заболеваний пищеварительной системы могут быть связаны и с несоблюдением рекомендаций врача. Многим больным с началом весны или осени в поликлиниках предлагают пройти курс профилактического лечения. Врачи заранее расписывают схему терапии, если ей следовать, то можно избежать очередного сезонного обострения. Рецидив может быть обусловлен нарушениями со стороны вегетативной или центральной нервной систем, поэтому не лишним будет получить консультацию невролога-вегетолога.

Признаки, указывающие на обострение болезней ЖКТ

У лиц с хроническими болезнями пищеварительной системы периодически после употребления тяжелой пищи, переедания или голодания возникают дискомфорт в эпигастрии, тяжесть, колики, изжога. Обычно эти симптомы проходят сами по себе, как только человек нормализует свое питание.

На очередное сезонное обострение указывают более грозные признаки, это:

• Сильная боль в подложечной области;
  • Отрыжка и тошнота;
  • Метеоризм;
  • Рвота;
  • Неприятный привкус во рту;
  • Диспепсические расстройства – обычно запор сменяется диареей.

Причины сезонных обострений при хронических заболеваниях органов пищеварения

Обострение может сопровождаться повышением температуры тела, ухудшением аппетита, вялостью, сонливостью. При таких признаках нужно обязательно обратиться к врачу и пройти лечение.

Как предупредить рецидив

Основную роль в профилактике межсезонных обострений язвенной болезни, гастрита разных форм, панкреатита играет правильное питание. Из рациона больным нужно исключить острые блюда, копчености, специи, алкоголь, свежие кислые плоды, газировку.

Улучшить пищеварение и предупредить раздражение слизистой помогают следующие рекомендации:

• Есть нужно не реже 4 раз в день через равные промежутки времени;
  • Всю пищу необходимо тщательно пережевывать:
  • Блюда преимущественно должны быть отварными, запеченными, тушеными;
  • Еда должна быть теплой, запрещено употребление слишком горячих или слишком холодных блюд.

Лицам с хроническими заболеваниями системы ЖКТ нельзя курить – никотин раздражает слизистые оболочки. Также необходимо соблюдать режим дня, избегать стрессов, хорошо высыпаться. От диет, особенно жестких и несбалансированных, отказываются.

Особенности сезонных обострений заболеваний ЖКТ всем пациентам гастроэнтеролога необходимо знать в обязательном порядке. Человек должен понимать, что может вызвать очередной рецидив, это поможет ему вести тот образ жизни, при котором самочувствие всегда будет в пределах нормы.

В клинике «Нейропсихолог» можно получить консультацию квалифицированных врачей. Наши доктора могут определить основную причину обострения хронического заболевания, назначить лечение, которое воздействует не только на симптомы, но и на те механизмы, которые приводят к развитию болезней, их обострению. Записаться на прием можно по телефону.