Виды и причины тахикардии

Тахикардия: типы тахикардии

Тахикардия – это нарушение сердечного ритма. При ней происходит увеличение ЧСС до 100 и более раз в минуту. Ускоренное сердцебиение может быть физиологической реакцией на тяжелые физические нагрузки, сильные эмоции или стресс. Это так называемая Синусовая тахикардия, не требующая консультации с врачом.

Причинами для беспокойства при учащенном сердцебиении являются: одышка, поверхностное дыхание, головокружение или боль в груди. Эти симптомы могут указывать на болезненное состояние — наджелудочковую или желудочковую тахикардию.

Тахикардия: типы тахикардии

Биение человеческого сердца начинается на ранних стадиях жизни плода, и представляет собой сложный биоэлектрический процесс, который происходит в каждой клетке этого органа. Когда импульсы для сокращения сердца не вырабатываются должным образом, или нарушается их передача в клетки, возникают различные аритмии, такие как, например, тахикардия.

Здоровое сердце в состоянии покоя производит от 60 до 90 ударов в минуту. Его регулярная и ритмичная работа выполняется синусовым узлом, который является генератором электрических импульсов, приводящих сердце в движение. Если функция синусового узла нарушена по любой причине, другие области сердца вступают в работу. Электрический импульс может исходить из желудочков или предсердий (сердце состоит из двух предсердий и двух камер). В такой ситуации предсердия и желудочки посылают импульс гораздо чаще, ускоряя частоту сердечных сокращений до 500-600 ударов в минуту. Это нефизиологическая ситуация, сердце тогда работает менее эффективно, а камеры наполняются кровью недостаточно.

Типы тахикардии

Когда предсердия принимают на себя роль генератора импульсов, мы говорим о суправентрикулярной тахикардии (тахиаритмии). Вместо полного сокращения сердечной мышцы возникают несогласованные треморы предсердных мышц. Наиболее распространенными наджелудочковыми тахиаритмиями являются:

• Мерцательная аритмия — наиболее частое нарушение сердечного ритма.

Этот термин используется для описания быстрой и хаотичной передачи электрических импульсов через предсердия сердца, что приводит к ускоренной работе желудочков. Импульс генерируется с частотой от 350 до 600 ударов в минуту. В этой ситуации предсердия прекращают перекачивать кровь в камеры сердца, поэтому ФП уменьшает объем перекачиваемой крови в минуту на 20-30%. Мерцательная аритмия заставляет желудочки сердца неравномерно биться с разной скоростью;

• Трепетание предсердий — характеризуется более медленным (до 300 ударов / мин) и более структурированным ритмом сокращений предсердий и желудочков.

Когда в желудочках возникает импульс сокращения сердца, это называется желудочковой тахиаритмией. Его наиболее распространенные формы:

• Желудочковая тахикардия — тахикардия, при которой ритм инициируется одним или несколькими очагами клеток сердечной мышцы.

Характеризуется ускоренным (100-250 ударов / мин), но регулярным ритмом. Из-за прогрессирующей ишемии миокарда это состояние может превратиться в опасную фибрилляцию желудочков;

• Фибрилляция желудочков является наиболее опасной формой тахиаритмии.

Она вызывает быструю (до 600 ударов / мин) и несогласованную работу желудочков. При такой скорости стимуляции желудочки не сокращаются, а только дрожат, что способствует прекращению перекачивания крови и вызывает остановку сердца (снижение частоты сердечных сокращений). Большинство пациентов теряют сознание в течение 10 секунд, перестают дышать через 20 секунд и, если не реанимируются, умирают в течение нескольких минут. Фибрилляция желудочков является наиболее серьезной формой тахикардии.

Причины тахикардии

Тахикардия: типы тахикардии

Не все быстрые сердечные сокращения должны вызывать беспокойство. После многих физических нагрузок пульс может достигать 180 ударов в минуту, и это не является патологическим явлением. Другие причины синусовой тахикардии включают в себя:

• обезвоживание организма,
  • избыток кофеина,
  • прием стимуляторов — алкоголя, сигарет и др.

Синусовая тахикардия — это эффект катехоламинов, концентрация которых в
организме увеличивается в стрессовых ситуациях и под влиянием сильных эмоций.
Однако, если симптомы тахикардии появляются без видимой причины, стоит обратиться к врачу и выяснить ее причины. Тахикардия может быть результатом:

• повышенного артериального давления;
  • ишемической болезни сердца;
  • анемии;
  • гипоксии сердца;
  • перенесенного инфаркта;
  • гипертрофии миокарда.

Тахикардия может быть следствием болезней сердца, а также других заболеваний, таких как анемия или высокое кровяное давление.

Симптомы тахикардии

• учащенное сердцебиение,
  • боль в груди,
  • одышка,
  • трудности со вдохом,
  • «пятна» перед глазами,
  • головокружение,
  • одышка,
  • обморок
  • неоправданный страх, трудности с засыпанием.

Основным тестом для диагностики тахикардии является ЭКГ (его можно выполнить методом Холтера).

Тахикардия – лечение

Лечение тахикардии включает в себя:

• прием лекарств, которые замедляют сердечный ритм;
  • лечение электрической кардиоверсией (стабилизация сердечного ритма с помощью электрических разрядов);
  • термическую абляцию – хирургическую процедуру, которая ликвидирует источник импульсов, заставляющих сердце биться быстрее.

Записаться на консультацию к врачу-кардиологу можно по телефону +7 (495) 751-31-10.