Расстройства в работе ЖКТ – органические и функциональные

Все виды расстройств желудочно-кишечного тракта делят на две группы – органические и функциональные. Лечение при заболеваниях системы ЖКТ назначает гастроэнтеролог или терпевт. Нередко развитие и обострение нарушений со стороны органов пищеварения возникает по причине расстройств нервной системы, в этом случае необходимо обследоваться у невролога-вегетолога.

Виды болезней ЖКТ

Считается, что около 90% взрослого населения планеты имеют нарушения в работе органов пищеварения. У одних симптомы болезни выражены ярко, у других они сглаженные, поэтому к врачу вторая группа пациентов обращается редко.

Расстройства в работе ЖКТ

К органическим болезням ЖКТ относят те, которые возникают вследствие поражения слизистых оболочек или изменения в строении и структуре внутренних органов системы пищеварения. К функциональным патологиям относят ту группу расстройств, при которых нарушается функция какого-либо элемента, но органических изменений нет.

Особенности органических заболеваний

Причины органических расстройств ЖКТ разнообразны. В основном они провоцируются влиянием инфекционных микроорганизмов, неправильным режимом питания, вредными привычками. Очень часто являются вторичной патологией – нарушения в пищеварении могут быть обусловлены аутоиммунными процессами в организме, аномалиями в строении внутренних органов, эндокринными заболеваниями.

К органическим болезням ЖКТ относят:

• Гастрит. Возникает вследствие воздействия на слизистые оболочки бактерии Helicobacter pylori, ряда лекарственных препаратов, нарушения обменных процессов. При гастрите регенерация клеток ухудшается, любой, даже незначительный провоцирующий фактор, может привести к воспалению стенок желудка;
  • Язвенную болезнь. Язвы на стенках желудка образуются вследствие агрессивного воздействия соляной кислоты, воспаления. Сначала возникают трофические нарушения, затем эрозия. Если на этом этапе не лечить болезнь, она быстро перейдет в язвенную стадию. Причины патологии также в заражении Helicobacter pylori, сбоях в работе эндокринной системы, длительном стрессе и нервном перенапряжении;
  • Гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь. Она считается одной из самых распространенных. При ГЭРБ содержимое желудка постоянно забрасывается в пищевод, что приводит к поражению и воспалению его нижней части. Причины заболевания – чрезмерное употребление жирной пищи, повышение давления в брюшной полости, ожирение, злоупотребление алкоголем. ГЭРБ часто возникает у беременных, тех, кто во время работы вынужден длительно находиться в наклонном положении. Проявляется болезнь рвотой и отрыжкой, болями, ощущением жжения за грудиной, вздутием живота, кашлем.

К органическим заболеваниям системы ЖКТ также относят панкреатит, холецистит, гепатиты. Все болезни могут протекать в острой и хронической формах.

Особенности функциональных нарушений

Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта не сопровождаются изменениями в слизистой оболочке. Их возникновение может быть связано с употреблением определенных продуктов питания, острой пищи, ухудшением моторики желудка, кишечника. Часто функциональные расстройства являются следствием изменений в работе вегетативной и центральной нервной систем.

Расстройства в работе ЖКТ

• Функциональная изжога проявляется жжением за грудиной. Возникает как до еды, так и после нее, других расстройств со стороны пищеварительной системы может не быть;
  • Диспепсия проявляется болью в эпигастрии, тяжестью, тошнотой, ощущением быстрого наполнения желудка. Объясняется нарушением моторной функции, вследствие чего при приеме пищи сохраняется тонус мышц верхних отделов, хотя в это время они должны расслабляться. Причина патологии – стрессы, нарушения в работе ВНС;
  • Синдром раздраженного кишечника может быть обусловлен стрессом, неправильным питанием, инфекционными заболеваниями. Проявляется болезнь дискомфортом в области живота, болями, диспепсическими расстройствами.

Что делать при расстройствах желудочно-кишечного тракта, врач скажет только после полного обследования. При функциональных расстройствах необходимо получить консультацию невролога и психотерапевта.

Пациентам с болезнями ЖКТ можно пройти обследование в клинике «Нейропсихолог». Наши врачи всегда стараются определить основную причину патологий, механизм их возникновения, это помогает подобрать то лечение, которое действительно будет эффективным.