Атеросклероз: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика

Атеросклероз — хроническое заболевание, при котором внутри артерий развиваются дегенеративные изменения и так называемые атеросклеротические бляшки.

Атеросклероз в первую очередь поражает аорту, коронарные и церебральные артерии, а также артерии ног. Атеросклероз является наиболее частым заболеванием артерий, которое нельзя игнорировать.

Атеросклероз: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика

Симптомы атеросклероза

Атеросклероз может длительное время протекать бессимптомно. Симптомы развиваются в зависимости от того, какая артерия сужена и насколько она узкая. Симптомы атеросклероза могут включать:

• боль, например, боль в груди при ишемической болезни сердца, боль в ногах, ступнях и руках;
  • одышку;
  • перемежающаяся хромоту (боль в икре при быстрой ходьбе, которая прекращается при остановке движения);
  • импотенцию;
  • спутанность сознания, парез, головокружение (при атеросклерозе церебральных артерий);
  • редко наблюдаются кожные изменения в виде утолщений — например, вокруг век.

Причины атеросклероза

Основное изменение, которое происходит в сосудах в результате атеросклероза — это возникновение так называемой атеросклеротической бляшки (скопление липидов — то есть, жиров, гладкомышечных клеток и соединительной ткани). Сначала повреждается внутренняя стенка артерии — эндотелий. При повреждении липопротеины и холестерин проникают в средний слой сосудов.

Лейкоциты следуют за липидами. Затем следует разрастание мышечных оболочек, которое завершает процесс образования налета на стенках. Следствием этих процессов является превращение гибкой стенки артерии в жесткую узкую трубку, полную выступов и бляшек. Развитие болезни зависит от различных факторов — как контролируемых, так и не поддающихся контролю.

Кто подвержен риску атеросклероза?

Факторы, способствующие возникновению атеросклероза, хорошо известны. На большинство из них можно оказывать влияние, меняя привычки и образ жизни. Факторы риска развития атеросклероза, которые подлежат модификации, включают:

• высокий холестерин ЛПНП;
  • никотинизм (хроническое отравление никотином);
  • ожирение;
  • гипертония.

Факторы, которые не поддаются контролю, включают генетическую предрасположенность, такую как наследственная гиперхолестеринемия.

Последствия атеросклероза

Атеросклероз приводит к ремоделированию стенки сосуда, что, в свою очередь, приводит к прогрессирующему сужению просвета артерии и даже к ее полному закрытию.

Если просвет сосудов сужен даже немного, кровотока недостаточно для снабжения тканей кислородом. Вследствие сужения сосудов появляется кислородная недостаточность и симптомы гипоксии в различных органах.

Наиболее подвержены последствиям атеросклеротических поражений сердце, мозг и нижние конечности. В сердце процесс образования бляшек и закрытия просвета артерий называется ишемической болезнью сердца. Атеросклероз головного мозга может привести к инсульту. Клиническим следствием атеросклероза артерий ног является ишемия нижних конечностей.

Профилактика атеросклероза

Профилактика атеросклероза может применяться у людей, принадлежащих к группам риска и имеющих контролируемые факторы. Доказано, что профилактика атеросклероза значительно снижает количество смертей, вызванных этим заболеванием.

Основой профилактики является изменение образа жизни. Сокращение употребления стимуляторов — таких, как алкоголь, отказ от курения, повышение физической активности и соблюдение соответствующей диеты, дают впечатляющие результаты. Однако необходимо вносить изменения во все сферы жизни одновременно.

Как правильно питаться, чтобы предотвратить атеросклероз?

Как правильно питаться

Самая популярная антиатеросклеротическая диета — средиземноморская диета. Эта диета, польза для здоровья которой была тщательно изучена. Основу диеты составляют злаковые продукты, овощи и фрукты. Этот способ питания богат клетчаткой, микро и макроэлементами и витаминами. Насыщенные жиры заменяются ненасыщенными, а простые сахара — сложными.

Физическая активность при нарушениях липидов

Недостаток физических нагрузок отрицательно сказывается на работе всего организма. Исследования показывают, что гипокинезия или недостаток физических упражнений приводит ко многим нарушениям обмена веществ. Наиболее важные из них:

• снижение толерантности к глюкозе до развития симптомов диабета 2 типа;
  • повышение общего холестерина и ЛПНП (так называемый плохой холестерин);
  • снижение уровня ЛПВП (так называемый хороший холестерин);
  • повышение уровня триглицеридов в плазме.

Фармакологическое лечение атеросклероза

Фармакологическое лечение атеросклероза включает борьбу с факторами риска его развития, такими как гиперхолестеринемия и другие дислипидемии, а также артериальная гипертензия. Пациентам с атеросклерозом следует, прежде всего, снизить уровень холестерина в крови — сначала естественными методами (обезжиренной диетой и упражнениями). Если физические упражнения и правильное питание не работают, необходимо прибегнуть к лекарствам, снижающим уровень жиров в организме. Лекарства, снижающие уровень холестерина, включают статины и фибраты.

Другие методы лечения атеросклероза

Хирургическое лечение требуется, когда изменение образа жизни, режим питания, повышенная физическая активность и даже медикаментозное лечение не могут остановить развивающийся атеросклероз. Наиболее часто используемые инвазивные методы включают ангиопластику, удаление атеросклеротической бляшки из просвета сосуда, а также размещение шунта, который обходит участок артерии с атеросклерозом. Записаться на консультацию к врачу-кардиологу медцентра «Нейропсихолог» можно по телефону +7 (495) 751-31-10.