Назад

Метод кнута и пряника – стоит ли использовать?

Содержание

Искусство воспитания детей — трудное занятие. 60 лет назад были общепринятые «методы воспитания», которые делали ребенка тихим и послушным.

метод кнута и пряника

 

Родитель и ребенок сегодня

За последние 30 лет в подходе к образованию многое изменилось. Наука, нейробиология предоставили дозу новой информации о развитии детей, их способностях, ограничениях и условиях психического благополучия. Выявлено значение взаимоотношений между родителем и ребенком с точки зрения психического здоровья.

Социальное согласие в отношении ценностей и целей воспитания исчезло, что ставит родителей в сложное положение. В результате, взрослые чувствуют себя непослушными в роли ребенка. В такой ситуации ищут методы, поддерживающие детей.

Предлагаемые сегодня способы помогают воспитать психически здоровых, благополучных детей? Может, способы только дают уверенность, а также душевное спокойствие для родителей? Это важные вопросы. Ведь в первую очередь взрослые озабочены созданием условий, в которых дети будут оптимально развиваться и строить основу психического здоровья для жизни.

Образовательные методы

Сегодня большинство образовательных методов, доступных для родителей, коренятся в поведенческой психологии. Они по-прежнему основаны на экспериментах Павлова с собаками, которые добились желаемого поведения способом награждения или наказания животных. Сегодня поведенческая психология более гуманизированная. Задача образовательных методов заключается в получении поведения, которое называется «хорошим», предотвращении «плохого» поведения. Цель методов — повиновение ребенка, предотвращение конфликтов. Однако вместо стимулирования ребенка печеньем и электрическими импульсами, родители вознаграждают похвалой, привилегиями, а наказывают изоляцией и выговором. Так перешли от поведенческого насилия к более тонким манипуляциям.

Плюсы и минусы «кнута и пряника»

Поведенческие методы разрабатываются для родителей. Однако есть сомнения в эффективности методов воспитания.

Во-первых, идея образовательного метода означает, что родитель ставит себя выше ребенка, и он становится «объектом» лечения. Ученые и нейропсихологи показали, что отношения «субъект (родитель) объект (ребенок)» — это далеко не лучшее с точки зрения благополучия, развития маленького человека. Это подтверждается терапевтической практикой с семьями и детьми.

Во-вторых, если посмотреть на исследования, которые подтверждают эффективность этих методов, то оказалось, что они низкого научного качества. Их «эффективность» измеряется в краткосрочной перспективе. Есть ли метод, когда «нежелательное поведение» у детей исчезает и родители получают желаемое душевное спокойствие? Нет исследований, которые подтверждают, что образовательный метод «кнута и пряника» приносит долгосрочные выгоды — укрепляет детей на всю жизнь, их психическое здоровье, самооценку, помогает вступать в удовлетворительные отношения с другими людьми, а также улучшает качество жизни, когда им исполнится по 45 лет. Практика психотерапевтов показывает, что взрослые люди, с которыми так обращались в детстве, несчастны, а также полны различных проблем.

Влияние образовательных методов

Образовательные методы всегда влияют на психику ребенка, даже если они эффективные. Эта эффективность очевидна в краткосрочной перспективе. Все знают, если нарушать психическую целостность другого человека долго, настойчиво, можно получить от него все, что захочется. Так работает метод для детей. Длительное изнасилование умственной неприкосновенности ребенка влечет снижение самооценки, неспособность воспринимать, выражать потребности, неспособность справиться с гневом, агрессией, или отсутствие способности строить прочные, плодотворные отношения с другими людьми.

Это только некоторые из негативных последствий реализованного метода «кнута и пряника», известные по терапевтическим исследованиям.

Родители, которые чувствуют себя потерянными, ищут помощи от простых, эффективных методов воспитания. Однако специалисты, которые знают последствия этих методов, продолжают рекомендовать их потерянным взрослым.

Родители, будьте терпеливы, не прибегайте к простым методам только для того, чтобы отдалить родительское разочарование от себя. Разочарование — это естественное состояние родителей. Позаботьтесь о психической целостности детей, тогда они научатся уважать вашу целостность и честность других.

Другие статьи

Часто задаваемые вопросы
У вас остались вопросы? Получите консультацию специалиста
Зачем нужен нейропсихолог?
Зачем ребенку обследование у нейропсихолога?
Какие методы используют нейропсихологи в работе с детьми?
Если меня мучает мигрень, повышенная тревожность, периодические головокружения, боли в спине и в конечностях, к какому специалисту обратиться?
Зачем ребенку логопед?
Возможно ли пройти обследование сосудов?