Неврастения или синдром истощенной нервной системы

Высокий темп, который задает современная жизнь в условиях большого города, заставляет человека постоянно находиться в состоянии напряжения. Со временем индивид истощается не только физически, но и психически. В такой ситуации проявляется аномальное расстройство нервной системы, которое спровоцировано большими нагрузками. И называется оно неврастенией.

синдром истощенной нервной системы

Причины

Распространено среди людей активного возраста – от 20 до 40 лет. Женщины менее подвержены данному недугу, чем мужчины.

Основные предпосылки таковы:

1. Постоянное перенапряжение мозга, часто это вызвано профессиональными особенностями. Присуще, например, учителям, врачам, адвокатам.
  2. Активное стремление «устроить» свою жизнь. Может выражаться в постоянном цейтноте в погоне за деньгами, карьерой, положением. Мыслительная деятельность носит непрерывный характер – и организм истощается.
  3. Проблемы в интимной жизни. Такая дисгармония способна существенно повлиять на психику. Случайные половые контакты, венерические заболевания, аборты, прием оральных контрацептивов – все это может спровоцировать проявления неврастении.
  4. «Ночной» образ жизни – клубы, алкоголь, наркотики отнюдь не способствуют укреплению душевного здоровья. Чересчур громкая музыка незаметно расшатывает нервы.
  5. Различные перенесенные инфекционные заболевания, а также такие длительные недуги, как, например, анорексия или булимия.
  6. Немалую роль играет и наследственность.

Симптомы

В отечественной науке выделяют три стадии неврастении – гиперстеническую, переходную и астеническую. В первом случае индивиду присуща вспыльчивость и плаксивость. Он очень нетерпелив. Затем наступает второй период, который характеризуется раздражительной слабостью. Нервная система на пределе, а физических сил уже не остается. На третьей стадии у человека появляется вялость, равнодушие, сонливость, отрешенность. Работоспособность существенно снижается.

Основные признаки расстройства со стороны физического здоровья:

1. Постоянные сдавливающие головные боли, которые появляются чаще всего ближе к вечеру. Для описания такого симптома даже появился термин «каска неврастеника».
  2. Головокружение. У пациента возникает ощущение «вращения» в голове.
  3. Возможны нарушения в работе сердца – повышенное давление, боли, тахикардия.
  4. Различные диспептические процессы (понос, запор, изжога, метеоризм).
  5. Нарушения сна.
  6. Утомляемость.
  7. Проблемы в половой сфере у мужчин.

Диагноз ставится на основе осмотра, жалоб пациента. Необходимо сразу исключить наличие инфекций, интоксикаций, соматических заболеваний. Лучше провести необходимые исследования на предмет органического повреждения коры головного мозга, чтобы исключить этот фактор.

У детей

Часто можно наблюдать раздражительность и капризность малышей. Иногда это является признаками невроза. Основой причиной развития недуга в этом случае является пугливость, иногда отрицательную роль могут сыграть перенесенные инфекции. Дети могут бояться темноты, общения с незнакомыми людьми. Это и становится мотивом для их неуравновешенного поведения. Корректируется путем устранения причины недуга. Важно, чтобы ребенок полноценно отдыхал, а в доме царила спокойная благоприятная атмосфера. При необходимости можно прибегнуть к помощи специалистов.

Лечение и прогноз

Главное – выявить основополагающую причину недуга и устранить ее. Очень важно для больного соблюдение режима труда и отдыха, прогулки пешком, прием витаминов, качественное питание. Помогут также аутогенные тренировки и психотерапия. Показана и медикаментозная составляющая лечения и физиотерапия.

Среди всех видов неврозов самый оптимистичный прогноз именно в данном случае. Важно приступить к исцелению своевременно, поскольку хроническая форма корректируется с трудом. Запишитесь на консультацию к психотерапевту в медцентр «Нейропсихолог» по телефону +7 (495) 751-31-10