Назад

Задержка речевого развития – как лечить патологию и каковы ее причины

Содержание

Становление нервной системы активно происходит в первые годы жизни ребенка, поэтому причины задержки речевого развития часто кроются в генетических нарушениях, перенесенных заболеваниях раннего возраста. Любые отклонения в формировании психической деятельности должны вызвать пристальное внимание, ведь на начальном этапе устранить проблему намного проще.

Задержка речевого развития

Почему возникает задержка речевого развития

Речь – вид высшей нервной деятельности, присущий человеку и активирующийся при попадании малыша в среду общения людей. Задержка речевого развития (ЗРР) диагностируется, если приобретение соответствующих навыков замедляется по сравнению с нормальными возрастными показателями. С медицинской точки зрения, установить отклонение можно в 2-3 года, когда большинство здоровых детей начинает хорошо говорить, но первичные симптомы патологий заметны уже в более раннем возрасте. ЗРР – распространенное нарушение, встречающееся у 8-10% малышей.

Отставание в речевом развитии нередко возникает при серьезной органической патологии:

  • поражении головного мозга в результате внутриутробного заражения инфекциями, кровоизлияния, перенесенной гипоксии в родах, недоношенности на фоне гибели клеток нервной системы;
  • гидроцефалии – при высоком внутричерепном давлении ткани мозга истончаются, нейронные связи ослабевают;
  • генетических болезнях, аномалиях развития – при многих синдромах наблюдается недоразвитие мозжечка, появляются кисты, челюсть не достигает нужного размеры, ослабевают мышцы лица, что препятствует нормальной речи;
  • перенесенные заболевания первого года жизни – менингит, энцефалит, поствакцинальные осложнения, черепно-мозговая травма.

При тугоухости темпы развития речи тоже нарушаются, ребенок начинает разговаривать намного позже сверстников. Спровоцировать задержку речевого развития могут психические проблемы – сильные стрессы, недостаток общения, испуг, потеря близкого.

Признаки задержки речевого развития

Уже в возрасте 2-3 месяцев малыш начинает гулить, с 5-6 месяцев – лепетать, первые слова говорит с 10-12 месяцев. В норме к году или чуть позже он уже может сказать 10 простых слов, состоящих из открытых слогов. К 1,5-2 годам дети начинают говорить активно, их словарный запас сильно возрастает. У некоторых малышей этот «речевой взрыв» приходится на возраст 2-2,5 лет, что не считается отклонением. Вообще небольшая задержка в любом возрасте – вариант нормы развития ребенка.

Если имеет место нарушение речи, могут наблюдаться различные симптомы, зависящие от варианта ЗРР:

  • Замедление психоречевого развития. Речь воспринимается малышом на простом уровне, но в диалог он не вступает, усложненные фразы, предложения не понимает. Порой со становлением бытовых навыков тоже имеются проблемы;
  • Задержка речевой функции. Малыш говорит, но построение речи соответствует более младшему возрасту, либо дикция сильно нарушена;
  • Моторная алалия. Ребенок не говорит сам, но хорошо понимает речь других людей, его интеллект вполне нормальный;
  • Дизартрия. Из-за повреждения головного мозга малыш может говорить лишь тихо, по слогам, поскольку у него резко ослаблено речевое дыхание.

Начальными признаками ЗРР часто являются отсутствие гуления, лепета, реакции на разговор окружающих, слабые попытки повторять звуки. Обычно в возрасте 18-24 месяцев дети с задержкой развития речи не могут соединять слова в предложения, используют много неречевых средств общения – жестов, мимики.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – как лечить

Начать лечение необходимо как можно раньше, желательно не позже 3-5 лет, иначе ребенок сильно отстанет от сверстников в развитии, что несет риск стойкого речевого дефекта. Для диагностики патологии нужно посетить логопеда-дефектолога с обязательным прохождением неврологического обследования. В ряде случаев приходится обращаться за дополнительной консультацией к психиатру, сурдологу.

После постановки диагноза ЗРР специалист подберет лечение индивидуально. Оно обязательно включает логопедические занятия, а также следующие методики:

  • прием ноотропов, лекарств для устранения последствий гипоксии, витаминов, минералов;
  • микротоковая рефлексотерапия для активации работы головного мозга;
  • логопедический массаж мышц губ, неба, языка.

При отсутствии грубых пороков вылечить ЗРР вполне возможно. При начале терапии в раннем возрасте прогноз благоприятен, поэтому не стоит откладывать посещение профильного специалиста.

Другие статьи

Часто задаваемые вопросы
У вас остались вопросы? Получите консультацию специалиста
Зачем нужен нейропсихолог?
Зачем ребенку обследование у нейропсихолога?
Какие методы используют нейропсихологи в работе с детьми?
Если меня мучает мигрень, повышенная тревожность, периодические головокружения, боли в спине и в конечностях, к какому специалисту обратиться?
Зачем ребенку логопед?
Возможно ли пройти обследование сосудов?