Основные признаки задержки развития ребенка желательно знать всем родителям. Каждый малыш имеет свой потенциал, незначительные отклонения могут быть для него вариантом нормы. Однако родители должны внимательно наблюдать за детьми раннего возраста и сразу обращаться к специалистам, если их что-то настораживает. Своевременная помощь позволит избежать тех проблем в будущем, которые могут отрицательно сказаться на учебе, на общении со сверстниками и на адаптации в обществе.

Причины задержки развития ребенка
У детей раннего возраста возможны когнитивные, речевые, эмоциональные типы задержки развития. К ним также относят проблемы крупной и мелкой моторики и состояния, связанные с ухудшением слуха или зрения.
Задержку следует отличать от нарушений развития, то есть от таких заболеваний как ДЦП, аутизм, глухота, немота. При таких патологиях изменения могут быть скорректированы, но не полностью. А при задержке своевременно назначенное лечение и правильно подобранная программа занятий помогают ребенку быстро нагнать и даже перегнать сверстников.
Причины ЗПР у детей:
- недоношенность;
- тяжелые роды;
- гипоксия плода;
- перенесенные матерью во время беременности тяжелые инфекции и интоксикации;
- несовместимость у плода и матери по резус-фактору;
- нейроинфекции, черепно-мозговые травмы в первые годы жизни.
Вероятность задержки развития выше у детей, не получающих полноценного питания, растущих в неблагоприятных условиях. Отставание от сверстников чаще наблюдается у малышей, воспитывающихся в семьях с низким уровнем культуры, там, где применяют физические наказания. Неблагоприятно на психоэмоциональном развитии отражаются психотравмы.
Признаки задержки речи
В ясельном возрасте задержка речевого развития возможна у большинства малышей. Она может быть связана с незрелостью нервной системы, со слабостью мышц артикуляционного аппарата, с расстройством аутистического спектра. К провоцирующим проблему факторам относят и социальную изоляцию ребенка, то есть недостаток общения в семье, со сверстниками.
На задержку речевого развития указывают отсутствие:
- лепета, гуления в 3-4 месяца;
- слоговых слов, жестов отрицания и согласия, указательных жестов к 9-10 месяцам;
- слов дай, пока, мама, папа, баба к году.
К 2 годам ребенок должен владеть хотя бы 20 словами и использовать короткие фразы, такие как: хочу есть, идем играть, дай пить.

Признаки задержки двигательных навыков
Двигательные навыки малышей связаны с крупной моторикой (ходьба, ползание) и с мелкой (задействованы пальцы рук). Возможные факторы нарушения развития этой сферы – это гипо и гипертонус мышц, неврологические заболевания, недоношенность, задержка когнитивных функций.
Двигательные навыки развиваются согласно возрасту, если грудничок:
- в 3-4 месяца уверенно держит головку, берет легкие погремушки, махает ими, тянет в рот;
- в 3-5 месяцев отталкивается от твердой поверхности ножками;
- к 5 месяцам самостоятельно переворачивается с живота на спину и со спины в стороны;
- к 6-8 месяцам сидит без поддержки, начинает уверенно ползать;
- к 1,5 году ходит, ставя ноги на полную ступню.
Родители могут стимулировать развитие двигательных навыков. Для этого используют массаж, упражнения, поощряют к движению, например можно интересующий малыша предмет класть от него на расстоянии. По показаниям врачи могут назначить лекарственные препараты, физиотерапию.
Признаки задержки когнитивного развития
Нарушение становления процессов мышления может быть связано с внутриутробными инфекциями и гипоксией плода, генетическими нарушениями, воздействием токсинов. На развитие в пределах нормы указывают:
- В один год – правильное использование жестов, умение играть в прятки, показывать названные родителями предметы.
- В 2 года ребенок должен уметь выполнять простые инструкции, повторять слова и действия за взрослыми. В этом возрасте дети уже должны знать, для чего используют простые, имеющиеся в доме предметы.
Критерии диагностики задержки психического развития включают комплексное обследование ребенка. Участие в нем принимает педиатр, невропатолог, психолог, логопед, дефектолог. Чтобы выбрать оптимальный вариант коррекции и лечения выявленных нарушений нужно тщательно собрать анамнез рождения и жизни малыша, сведения о его поведении в семье и коллективе, данные о перенесенных в раннем возрасте заболеваниях.
Обследовать детей можно в центре «Нейропсихолог». С маленькими пациентами работают опытные врачи, лечение подбираем с учетом возраста и тяжести задержки развития.