Назад

Какие бывают нарушения слуха в детском возрасте: причины, симптомы и лечение

Содержание

В детском возрасте диагностируются различные виды нарушений слуха: одни являются врожденными, другие – приобретенными. Без лечения тугоухость имеет серьезные последствия: полноценная работа органов слуха дает возможность изучать окружающий мир, пользоваться множеством источников информации. Не менее важна роль слухового аппарата для развития речи, поэтому для исключения стойкого дефекта и вторичных расстройств обращение к специалистам является обязательным. В медицинском центре «Нейропсихолог» прием ведут опытные врачи, которые установят причину, поставят правильный диагноз, подберут наиболее эффективную терапию заболеваний.

Виды нарушения слуха у детей

Существуют два основных типа слуховых нарушений – кондуктивные и нейросенсорные. Кондуктивная тугоухость возникает у человека при появлении барьера непосредственно в наружном, среднем ухе, когда звуки просто не проходят внутрь (пример – осложнение перенесенного воспаления). Нейросенсорная глухота – потеря способности слышать вследствие патологий слухового нерва, внутреннего уха, что препятствует перенесению информации в головной мозг. Нередко такая разновидность заболеваний бывает врожденной.

При тугоухости дети могут причисляться к таким категориям:

  • Глухие. Сюда входят пациенты с полным, стойким отсутствием слуховой функции. В группу относят рано оглохших (меньше 3 лет), позднооглохших (старше 3 лет). Выделяют отдельные группы детей, овладевших/не овладевших речью до развития заболевания.
  • Слабослышащие. У деток имеется снижение слуховых способностей, затруднено восприятие устной речи. Диагностированные речевые расстройства бывают легкими, тяжелыми.

Также среди слабослышащих выделяют 4 степени тугоухости. Первая: слышимость составляет 25-40 дБ (есть понимание речи в тихой обстановке), вторая – 40-55 дБ (слышат ТВ, громко включенное радио), третья – 55-70 дБ (понимают громкую речь, крики), четвертая – 70-90 дБ (значительная потеря функций слухового аппарата).

Нарушения слуха у детей

Почему бывают нарушения слуха

Факторы, провоцирующие проблемы со слухом, бывают наследственными (приводят к развитию генетически обусловленной глухоты), экзо-, эндогенными (связаны с негативным влиянием на плод), действующими на организм совершенно здорового малыша после рождения.

Причины, вызывающие кондуктивную тугоухость, следующие:

  • скопление жидкости в ухе;
  • воспаление (острый отит);
  • большие серные пробки;
  • кисты, новообразования;
  • отосклероз;
  • аномалии строения органов;
  • повреждение барабанной перепонки.

Нейросенсорную тугоухость вызывают перенесенные беременной женщиной инфекции – грипп, краснуха, герпес, цитомегаловирус. Они провоцируют гибель клеток внутреннего анализатора. Аналогичные последствия после родов делают акустические травмы уха, головы, болезнь Меньера, химиотерапия, прием токсичных препаратов.

Как заметить проблемы со слухом у ребенка

Первые признаки патологий часто остаются незамеченными. При появлении с рождения определенные странности должны привлечь внимание родителей:

  • отсутствие реакции на разные внешние шумы, громкие звуки;
  • трудности определения источника звука, его направления;
  • нарушения развития речи – сложности имитирования звуков, проблемы понимания разговора, несоответствие речи возрасту;
  • сильное отставание от сверстников, заметное по групповым играм.

С месячного возраста здоровый ребенок должен реагировать на громкий звук, с 3-4 месяцев – поворачиваться на источник. К году малыш говорит как минимум единичные слоги, к 6-9 месяцам активно реагирует на имя. Детки постарше при тугоухости просят повторять слова, увеличивать громкость телевизора, гаджетов, сильнее утомляются при разговорах, общении.

Почему ребенок плохо слышит

Лечение детских слуховых расстройств

Наши врачи комплексно подходят к вопросу диагностики, определяют причину заболевания: она во многом определяет назначенное лечение. В зависимости от возраста применяются различные методы тестирования, чтобы установить степень падения слуха. Для коррекции нарушений на начальном этапе используются консервативные способы:

  • прием антибиотиков, противоотечных средств;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • работа с психотерапевтом, логопедом, дефектологом.

В ряде случаев помогает хирургическое вмешательство — шунтирование барабанной перепонки. При врожденных проблемах, аномалиях нередко требуется ношение слухового аппарата, проводятся реконструктивные операции. Своевременное обращение за помощью – гарантия эффективного восстановления здоровья ребенка, предотвращения проблем с развитием, обучением и самооценкой, поэтому тянуть с врачебной консультацией не стоит!

Другие статьи

Часто задаваемые вопросы
У вас остались вопросы? Получите консультацию специалиста
Зачем нужен нейропсихолог?
Зачем ребенку обследование у нейропсихолога?
Какие методы используют нейропсихологи в работе с детьми?
Если меня мучает мигрень, повышенная тревожность, периодические головокружения, боли в спине и в конечностях, к какому специалисту обратиться?
Зачем ребенку логопед?
Возможно ли пройти обследование сосудов?