Ваш ребенок прыгает, бегает, размахивает руками и постоянно куда-то торопится? Врачи и педагоги называют таких детей гиперактивными. Это не нарушение развития, а особенность. Однако дружить с подобными ребятами непросто – они кричат, перебивают, цепляют, не хотят поддерживать порядок. Особенности гиперактивности детей нужно понимать родителям и воспитателям детского сада, школьным учителям.
Суть гиперактивности
Термин используется для обозначения поведения, выражающегося в неумении контролировать свои эмоции и поведение в самых банальных ситуациях. Гиперактивным детям свойственны несдержанность, поспешность, невнимательность, бесцельная двигательная активность. Врачи чаще используют аббревиатуру СДВГ – то есть синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Речь о сбоях в функционировании нервной системы, которые приводят к повышенной двигательной активности, чрезмерной импульсивности, невнимательности. Синдром оказывает негативное влияние на социальные взаимодействия, процессы саморегуляции, обучения. Гиперактивному ребенку трудно усидеть на месте, следовать инструкциям, завершать начатое, следовать общепринятым правилам. Детки с СДВГ часто достаточно неуклюжие, ломают и теряют вещи. Другие характерные признаки – проблемы с речью, вниманием, памятью. Ребенку сложно сосредоточиться, продумать последовательность действий, спрогнозировать результат – этим обуславливаются странные, часто опасные поступки.
В раннем школьном и дошкольном возрасте признаки гиперактивности у ребенка отчетливо выражены, чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Симптоматика стойкая до 12 лет, потом постепенно затухает. Однако отсутствие внимания, необходимого лечения чревато негативными последствиями для ребенка во взрослой жизни. Консультацию по терапии СДВГ можно получить у невролога, терапевта или психолога.
Провоцирующие факторы
Пока нет данных о точных причинах развития СДВГ в детском возрасте. Врачи выделяют провоцирующие факторы, которые повышают вероятность возникновения такого состояния. К причинам гиперактивности у детей относят:
- негативное влияние внешних факторов;
- плохую экологию;
- вредные привычки и болезни мамы во время беременности;
- генетику;
- внутриутробную гипоксию, преждевременные либо тяжелые роды;
- травмы во время беременности, постоянный стресс у будущей мамы;
- угрозы выкидыша.
Эти факторы не говорят о том, что ребенок родится гиперактивным, но существенно повышают вероятность. Проводить обследование и ставить диагноз должен специалист. Он смотрит на способность ребенка удерживать внимание на деталях, длительное время заниматься чем-то одним, соблюдать правила и инструкции, самостоятельно организовывать свою деятельность. Обычно люди с СДВГ постоянно отвлекаются, ведут себя импульсивно, они забывчивые, создают много шума, могут разговаривать без остановки.
Что делать, чтобы помочь гиперактивному ребенку
Лечение предполагает комбинацию психологической работы и медикаментозной терапии. Начинать нужно с работы с нейропсихологом – причем всем членам семьи. Лекарства прописывают в том случае, если поведенческой терапии оказывается недостаточной, либо результаты выходят непродолжительными. Решения по коррекции схемы лечения принимает врач.
Главная задача психологической коррекции гиперактивности – успокоить нервную систему. Именно ее перенапряжение повышает раздражительность, тревожность, приводит к постоянной спешке.