Главная » Статьи » Детская психология » Вопрос-ответ: Отвечает логопед-дефектолог Елена Сычёва

ВОПРОС-ОТВЕТ

Отвечает логопед-дефектолог Елена Сычёва

Моему сыну недавно исполнилось два года, но он практически не говорит. Очень беспокоюсь, нормально ли это, или стоит обратиться к специалистам?

Татьяна, 30 лет, г. Москва

Татьяна, спасибо за вопрос! В последнее время ко мне часто обращаются по этому поводу. Для начала давайте разберёмся, что к чему. В первую очередь, необходимо определить речевую динамику ребёнка. А для этого я рекомендую родителям опираться на следующие показатели нормы:

  • 1 год – первое слово (пусть даже «га-га», «мяу», «ма», «дай», «ав», «бо-бо» и так далее);
  • 1,5 года – первая фраза (простейшие – «мама на», «папа дай»).

Если ребёнку исполнилось 2,5 года, а количество слов не превышает 10-и, хотя при этом он понимает речь, но не говорит, уже стоит побеспокоиться. Ведь на лицо – предпосылки к моторной алалии. Есть несколько видов алалии, но в рамках задаваемого вопроса я рассмотрю именно моторную – ситуацию, когда ребёнок (примерно в двухлетнем возрасте) понимает речь, но не говорит, либо говорит много, но на своём языке (птичий лепет).

Важно понимать, что нельзя пускать всё на самотёк, из серии «мой брат тоже не сразу заговорил, это у нас семейное». Ведь если запустить ситуацию, самая меньшая проблема, ожидающая вашего малыша, – это задержка речевого развития, которая может повлечь за собой и задержку в развитии мышления, памяти и внимания. Даже если речь появится в четыре года, ребёнок будет отставать от своих сверстников, что, в свою очередь, приведёт к проблемам в учёбе.

Что делать родителям в данном случае?

Первое и самое главное – обратиться к детскому неврологу за консультацией. Врач обследует ребёнка, выявит причину проблемы и при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Второе – записаться к логопеду-дефектологу. Специалист определит сложность проблемы и разработает программу для развития речи, проконсультирует родителей, как помочь ребёнку в домашних условиях.

Важно понимать, что только в тесном взаимодействии детского невролога, логопеда-дефектолога и родителей будет положительный результат. После прохождения курса лечения ваш ребёнок заговорит, как и его ровесники, а когда придёт время идти в школу, сможет отлично осваивать русский язык.

Детский психолог, получивший специальность клинического психолога, располагает широким спектром знаний в различных областях психологии: возрастной психологии, клинической психологии, нейропсихологии, семейной психологии и др. Детский клинический психолог на первой же консультации поможет родителям определиться с видом необходимой помощи ребенку.